Примеры работ
Продвижение сайтов
Продвижение сайтов
Разработка сайтов
Разработка сайтов
Корпоративный стиль
Корпоративный стиль
Анимация
Анимация
ОТПРАВЬТЕ ЗАЯВКУ ЗДЕСЬ
ВАШЕ ИМЯ*
E-MAIL*
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН*
Пожелания: 
Введите цифры с картинки*
Отправить

 Назад в будущее. Психология Интернет-дикарей.

 
Аркадий Бейненсон
 
Активное развитие Интернета может привести человечество к самым неожиданным изменениям не только в психологическом, но и в физиологическом плане
Активное использование Интернета может привести пользователей к самым разным последствиям, как позитивным, так и негативным. Одним из примеров последнего можно назвать то, что, согласно исследованию ученых Колумбийского университета, поисковые интернет-системы отрицательно влияют на человеческую память. Между тем, ухудшение памяти может стать отнюдь не единственной проблемой такого рода.
 
О том, чем грозит человечеству активное использование современных информационных технологий, «Голосу России» рассказали Дмитрий Сатин, руководитель лаборатории UsabilityLab, один из ведущих российских экспертов в области инженерной психологии и Павел Канищев, научный сотрудник социологического факультета МГУ.
 
- Дмитрий, как вы считаете, насколько глубокие изменения психики и психологии могут произойти у человека в результате активного использования Интернета? Недавняя новость об отрицательном влиянии использования поисковых систем на человеческую память – явно не единственное явление такого рода.
 
- Что касается открытия влияния поисковых систем на память человека, то механизм этого (естественно, речь не о самих поисковых системах) был понятен еще со времен Платона. У Платона был такой миф, согласно которому один из египетских богов предложил некоему фараону  для его народа письменность. Фараон отказался со словами:  «Я хочу чтобы мой народ помнил». Кстати, когда в период учебы в университете мы читали этот миф, то были не до конца понятны символика и смысл его.
 
Речь идет о том, что если у нас есть технические средства ( в частности, письменность) как атрибут культуры, то они меняют нашу память.  Если мы записываем нашу мысль или знания, то нам незачем держать их в голове. Но, безусловно, мы становимся зависимыми от технических  средств, которые используем. И, предположим, если какой-то молодой человек, которому не нужно полагаться на память, - да ему и образование-то не сильно нужно, все есть в Сети, -  оказывается вне Интернета, а нужно принять решение, то ситуация будет явно проблемной.
 
- Описанные Вами симптомы очень похожи на деградацию…
 
- Это понятное и естественное движение эволюции. Техника берет на себя нагрузку, в том числе ту, которую должны брать на себя психические процессы: память, внимание, воображение и т.д.
 
Удивляться здесь нечему, и тревогу бить тоже не стоит. Человек сам стремится к тому, чтобы быть защищенным таким «техническим слоем» от всего на свете.
 
Кстати, есть интересный эффект, когда Интернет, наоборот, продлевает нашу память, наши переживания. Наша компания как-то даже проводила на эту тему открытую лекцию «Социализация памяти». Речь шла о социальных сетях и, чтобы было максимально понятно, приведу такой достаточно стандартный сценарий. Предположим, вы были в отпуске, сделали несколько фотографий и разместили в соцсети. И теперь у ваших фотографий, того «следа», который вы оставили в Сети, есть в том числе социальный «след». Ваши друзья с некоторым опозданием будут смотреть фотографии, комментировать их. То есть, если бы не было Интернета, социального окружения в нем, то ваши психологические переживания угасли бы довольно быстро, будучи затертыми дальнейшими событиями вашей жизни. А так вас постоянно возвращают к тому, что с вами происходило, и тем самым укрепляют, по крайней мере, эмоциональную память.
 
То есть можно предположить, что Интернет укрепляет нашу личную, автобиографическую память, но лишает нас той памяти, которая не связана лично с нами, то есть фактов, которые не связаны с нашей биографией, но которые необходимо знать, для того чтобы принимать какие-то решения.
 
Получается, возможно, Интернет делает человека таким солипсистом, погруженным в свои переживания, обсуждения своих переживаний, но при этом человек не загружает себе голову энциклопедическими знаниями, которые напрямую к его жизни не относятся.
 
 - Влияние Интернета на человеческое мышление касается только памяти?
 
 - Опять же в виде гипотезы. Интернет, в силу своего формата и стремительного прогресса, развивает клиповое, фрагментарное мышление. В  этом смысле, если сознание устроено из каких очень коротких фрагментов,, то, по идее, в голове должен быть хаос, человек, кажется, превращается в некую «свалку» из несвязанных между собой «твитов». И, в случае недостаточной личностной зрелости, недостаточного личностного стержня, на который могут быть собраны все эти сообщения, переживания, стержня на котором вся эта информация сможет найти свое упорядоченное место, мы скорей всего,  будем иметь дело с человеком рассеянным. Человеком, зависимым от импульса, который он только что получил. Пример, думаю, очевиден. Зашел проверить почту в ожидании важного письма от клиента, забрел в Facebook,а там смешная картинка, и все, забыл, зачем зашел в Интернет.
 
То есть, новое яркое переживание, вполне себе «клиповое», без которого деятельность была бы намного эффективнее, вытесняет кратковременную память, заменяет одни мотивы деятельности другими мотивами.
 
- Да, и еще таким человеком очень легко управлять…
 
- Безусловно. Потому что внимание человека, неспособного сконцентрироваться на какой-то одной деятельности, можно очень быстро переключать. Особенно благодаря тому, что в Интернете, с помощью, в частности, соцсетей, можно добиваться больших социальных эффектов, таких как флешмобы. Когда вы видите, что тысячи человек рвутся одновременно в Сети что-то делать, то кажется, что присоединиться к ним очень легко – достаточно нажать кнопку «like». И ты можешь попасть в какое-то социальное поле, которое может увлечь тебя совсем не туда, куда ты собирался. И в этом есть, конечно, опасность, но она, опять же, связана с личностной незрелостью. То есть, я думаю, что этому более  подвержены молодые люди и девушки. А люди более старшего возраста, у которых есть какая-то сформированная иерархия ценностей, мотивов, у которых вообще эти  ценности есть – им эта опасность развалиться, распасться на куски грозит в значительно меньшей степени.  
 
И скажу банальную, но от этого не менее, на мой взгляд, верную фразу: в этой связи особую  роль приобретает воспитание. 
 
Научный сотрудник социологического факультета МГУ Павел Канищев считает, что в результате использования Глобальной сети с человеком будут происходить не только личностные, но и физиологические трансформации.
- С точки зрения социологии, как использование Интернета влияет на общество?
 
 - С точки зрения социологии нет общества вообще, как некоего абстрактного понятия, Есть типы обществ: архаические общества, традиционные общества, современные общества, а есть постобщества. Так вот Интернет возникает на позднем этапе развития современного общества и является элементом перехода к постобществу. Соответственно, человек, который живет в Интернете, является не человеком архаичным, не человеком традиционным, а человеком поздним современным.
 
Невозможно, например, представить себе человека, принадлежащего к одной из традиционных религий, полностью в нее погруженного и при этом являющимся  активным блоггером, меняющим свои идентичности, юзерпики, гендерную принадлежность, политическую принадлежность и т.д.
 
Человек современный в Интернет погружается постепенно. Вначале он думает, что это просто удобно, что там удобнее что-то искать. Потом он понимает, что только там и нужно искать. Не нужно ходить в библиотеки, не нужно читать книжки.
 
- То есть, происходит некая общественная трансформация?
 
- Да, и эта трансформация циклична. Общество модерна, общество Нового времени, общество просвещения стремилось к тому, чтобы каждый индивид стал воплощением определенной сверхзадачи, сверхпрограммы. Каждый должен был окончить университет, получить знания, реализоваться как-то в жизни.
 
В архаичном обществе это было не нужно. Все знали и решали жрецы. Так вот теперь мы приходим к тому же. Люди, благодаря Интернету, лишаются своей индивидуальности.
 
Сейчас можно говорить о том,  что люди становятся дивидууами. Есть такое социологическое понятие, означающее «расчлененный, лишенный единой идентичности индивидуум».
 
Как я уже говорил, человек, когда входит в Интернет – у него в одном чате одна идентичность, в другой соцсети – другая, и так далее. Знания такому человеку тоже уже не нужны, не нужна определенная культура. За него все делают такие неожрецы, которые формируют менталитет пользователей, закладывая в него те программы, которым затем пользователи уже следуют.
 
Недавно был опубликован опрос американских школьников. Так там для 12 класса, для выпускников школы найти Америку на карте – это уровень выше среднего. И это не потому что американцы - особо тупые. Просто они находятся в авангарде этого процесса. У них больше всего пользователей Интернета, блогов, соцсетей, и так далее.
 
Знания иметь уже нецелесообразно. Целесообразно владеть информацией о сайтах, где что искать, владеть доступом к ним, быть подключенным к Интернету. Если ты не подключен к Сети, то ты полностью исключен из современного социума.  Раньше,в древнем мире изгоняли людей из эллинских полисов, потом в средние века предавали анафеме, или вообще сжигали на кострах, а сейчас аналогом этому является отключение от Сети.
 
 - Вообще, как-то не радужно все это выглядит. Общество деградирует?
 
- С социологической точки зрения, как я уже сказал, это трансформация. Да, что-то (интеллектуальные, культурные способности) деградирует, но развиваются другие способности, менять пол, идентичность. Человек становится в этом отношении более развитым.
 
Опять же, смотря с какой-точки зрения смотреть на это. Если с точки зрения современных молодежных  телеканалов, СМИ, то они, наоборот превозносят этого постчеловека, а если с точки зрения ценностей прошлого, то – деградация.
 
- Вы сказали о способности менять гендерную идентичность. Эта возможность в реальной жизни есть и сейчас, но делают это, по понятным причинам, отнюдь немногие. Вы считаете, что в будущем число таких людей увеличится?
 
- Интернет – это часть нового общества, которое развивается,  это его отражение. И развиваются не только информационные технологии, но и, например, биотехнологии. И, как уже говорилось, Интернет используется потому, что-удобно. Точно также будет удобно использовать другие технологии, усиление зрения, вживление протезов рук и ног. То же самое и со сменой пола, эти технологии тоже развиваются. Это будет удобно, практично и для людей  будет казаться странным от этого отказываться, как сейчас странно, например, отказываться от Интернета.
 
- То есть, если я Вас правильно понял, то легкость смены гендерной идентичности в Интернете будет способствовать тому, что и в реальной жизни эта смена будет происходить чаще?
 
- Что такое человеческая идентичность? Это то, чему человек тождественен. Например, я принадлежу к какому- то этносу, религии, этносу, государству, полу. Это моя идентичность. Но идеология гражданского общества, идеология прав человека строится на том, что невозможно навязывать никакую идентичность человеку ни обществом, ни семьей. Конечно, с гендерной идентичностью сложнее, она одна из самых глубоких, в том числе и потому, что обусловлена физиологией. Но наука не стоит на месте, и это будет преодолено. 
(c)
Стоимость продвижения сайта Стоимость продвижения сайта
Примеры, тарифы, выгода
Платите за клиента Платите за клиента
Только за конкретный результат
Поддержка сайтов Поддержка сайтов
Примеры и стоимость наполнения сайтов
Контакты
Москва, м. Пролетарская, ул. Динамовская, д. 1А.

 

+7 (903) 844-30-00    Евгения

Бесплатная консультация по продвижению

skype My status jeniae2

Написать письмо
Разработка сайта 2Estudio.ru
Продвижение сайта 2estudio.ru
© 2024. ProdvizhenieSite
При использовании материалов сайта установите обратную ссылку.